Сусальное золото
В одинокой из песен Владимира Высоцкого поется: «…купола в РФ
кроют незапятнанным золотом». Что это – свободная поэтическая метафора либо
действительный факт? Оказывается, на самом деле была и существует такая
практика – для покрытия церковных строений употребляется сусальное
золото. Данный вид декорации показывает собою раскатанные до
микроскопичной толщины (близко 100 нанометров) пластинки великодушного
металла.
Разработка производства сусального золота несложна, но просит сноровки и
большой аккуратности. Сначала слитки раскатывают в тонкие лепешки.
Потом осторожно расплющивают ударами молота, применяя поразительную
способность материала к ковке. Хранят готовые листы (размером неизменно
91,5 на 91,5 мм) меж слоями специальной бумаги. Брать их
руками не рекомендуется: из-за чрезвычайной тонкости пластинки без проблем
липнут к пальцам, приходя в негодность.
Где применяется сусальное золото?
Как еще упоминалось, им покрывают купола церквей. Но, в последнее
продолжительность из-за накладности материала нередко употребляется другая разработка: на
поверхность наносят слой потали – сплава цинка с медью, имеющего
аналогичный цвет и высшую погодную стойкость. Либо же в качестве близкой
по колористике имитации используют напыление нитрида титана. Правда,
данный матерьял подвержен микротрещинам при перепаде температур.
Еще почаще употребляют золото при реставрации – для облагораживания
статуй, картинных рам, древней древесной резьбы иконостасов.
Довольно посетить Эрмитаж, для того чтобы убедиться в самом широком
использовании этого металла.
Самое неописуемое – сусальное золото употребляется в пищевой
индустрии. Им оборачивают сладости (Индия), микроскопичные
блестки добавляют в элитный алкоголь (Европа). Больше того, добавка E175 –
как раз золото! Данный хим элемент инертен по отношению к
содержащейся в желудке соляной кислоте, а в силу мягкости неспособен
поранить слизистую оболочку пищевого тракта.
Метод нанесения
За ранее отшлифованную деталь обрабатывают рыбным либо мездровым
клеем. В дальнейшем высыхания в несколько слоев наносится левкас, поверхность
вновь шлифуется. Потом шеллак и полимент. Окончательная шлифовка льняной
тканью.
Золотой квадратик смачивается клеем и осторожно прижимается к
приготовленной обозначенным методом детали. Для того чтобы сберечь начальный
рельеф, он придавливается к базе ваткой либо узкой ласковой кисточкой.
Когда законченное изделие высохнет, поверхность полируют.
Мы можем созидать применение сусального золота в отреставрированном
Большенном театре, в убранстве иконостаса Казанского собора в
Санкт-Петербурге, на статуе Самсона в Петергофе и многих второстепенных местах.
Эта разработка разрешает сохранить историю и донести до потомков
культурное наследство в его первозданном виде.